До своего одиннадцатилетия один из величайших волшебников, рождавшихся во все времена, Гарри Поттер даже не подозревал о данных ему магических способностях. Однако, все изменилось, когда несмотря на ухищрения своих гадких дяди и тети, он получил письмо из школы волшебства Хогвартс. Это письмо открыло ему дорогу к целой череде захватывающих приключений и полностью изменило его жизнь.
Не нашли любимую игру?
Попробуйте наш поиск по играм:
Теперь юному магу предстояло завести множество новых знакомств – приятных и не очень, обучиться у мудрых преподавателей всем тонкостям колдовской науки, понять кто является настоящим другом, а кто – заклятым врагом и узнать свое великое предназначение, связанное с могучим и ужасным Волан-де-Мортом. Все события красочно описаны в серии книг и показаны в серии фильмов, которые принесли этому герою неслыханную популярность. А если вы хотите и сами принять участие в магических схватках и сразиться со злом – наши онлайн игрушки про Гарри Поттера предоставят вам такую возможность!
Франшиза, связанная с Гарри имела и имеет большой успех. Книги распродавались миллионными тиражами, а почти все фильмы из серии стали блокбастерами. Как и любое являние на современной медиасцене, заслужившее такую популярность, книги и фильмы про Гарри Поттера следует рассмотреть с точки зрения приема их со стороны разных социальных групп.
Сразу же после своего появления на литературном небосклоне история о Гарри Поттере получила много положительных отзывов. После выхода в свет первой книги “Гарри Поттер и философский камень” в шотландской газете “The Scotsman” появилась публикация, в которой роман ставился в один ряд с классическими произведениями. Еще одна шотландская газета – “Glasgow Herald”, назвала сказку о Гарри Поттере “волшебной вещью”. Вскоре к хвалебному хору присоединились и английские газеты, которые сравнивали работу Джоан Роулинг с творениями легендарного валлийского сказочника Роальда Даля. Такая точка зрения высказывалась, в частности, в газете “The Sunday Times”. Однако уже в то время появилось немало критических отзывов. Например, в газете “The Guardian” была опубликована статья, в которой роман был назван произведением, написанным хорошим языком, но без особой фантазии.
К моменту выхода в свет пятого тома саги – “Гарри Поттер и Орден Феникса”, высказывания литературоведов стали более резкими. Профессор Йельского университета, американское светило литературы, теоретик культуры Харольд Блум в своей рецензии высказал предположение, что ум Джоан Роулинг может продуцировать только клише и мертвые метафоры.
Детская писательница Антония Сьюзен Байетт написала в “New York Times” обзорную статью о произведениях Джоан Роулинг. В этой статье критик назвала сказочную вселенную, созданную Роулинг, вторичной. Она подчеркнула, что Джоан Роулинг не придумала ничего нового, лишь объединила в своих романах мотивы из различных произведений для детей и написала сказку для людей, интересы которых ограничены мультиками, реалити-шоу, мыльными операми и светскими сплетнями.
Известно высказывание поэта и романиста Майкла Розена о том, что книги Джоан Роулинг не подходят для детей, так как в них затрагиваются слишком сложные для детского восприятия темы.
Одна из самых любимых американских “сказочниц” Урсула Ле Гуин рассказала, что прочитала первую книгу о Гарри Поттере лишь для того, чтобы узнать, что за произведение произвело такой шум в литературном мире. Писательница признается, что после прочтения романа она была несколько озадачена, так как не нашла в нем ничего необычного и захватывающего. К тому же, по мнению Урсулы Ле Гуин, в книгах отсутствует этическая составляющая, там не учат добру и превозносят подлость.
Стивену Кингу очень понравилось то, что в произведениях Джоан Роулинг присутствует изрядное чувство юмора. В одной из рецензий писатель признался, что ему надоело шаблонное начало всех книг – ведь все романы начинаются с того, что Гарри оказывается дома рядом со своими кошмарными родственниками. Но вместе с тем “Король ужасов” предрек, что, несмотря на все свои недостатки, роман пройдет испытание временем и встанет на полку рядом с книгами, рассказывающими о приключениях Алисы, Гека, Фродо и Дороти.
Романы о Гарри Поттере вызвали неоднозначную реакцию у религиозных организаций. Разгорелись дебаты, в ходе которых представители разных конфессий утверждали, что сказка основана на сатанинских и оккультных текстах. Некоторые протестантские, католические и православные священники заявили о своем неприятии романа, такое же мнение высказывали мусульмане суннитского и шиитского толка.
Однако даже среди самых ортодоксальных верующих нашлись поклонники творчества Джоан Роулинг. Они утверждали, что магия в романах о Гарри Поттере не имеет ничего общего с оккультизмом, скорее она напоминает то волшебство, которым пропитаны сказки о Золушке и Белоснежке, а также произведения Льюиса и Толкиена. Надо сказать, что сама Джоан Роулинг не раз называла себя верующей христианкой, в чем можно убедиться, прочитав роман «Гарри Поттер и дары смерти», в финале которого присутствует явный христианский подтекст.
В Соединенных Штатах призывы к тому, чтобы изъять роман из школьных библиотек, разбились об американское законодательство. Дело в том, что в Америке колдовство признано одной из признанных и разрешенных на правительственном уровне религий, и запрет нарушал принцип разделения церкви и государства. Против романа о Гарри Поттере выступили также православные церкви Греции и Болгарии, некоторые политики и писатели католического вероисповедания. В частных школах Объединенных Арабских Эмиратов книга была запрещена.
Сама Джоан Роулинг отметила, что атаки богословов на ее произведения доказывают, что романы интересны и обсуждаемы, а это – главное для писательницы. Тот факт, что приключения Гарри Поттера все-таки были одобрены представителями некоторых конфессий, порадовал Роулинг и показал, что ее работа была принята многими верующими людьми.
Книга, которую прочли и которой восхищаются миллионы детей на планете, просто обязана быть тщательно проанализирована в разрезе того, какие идеи она может пропагандировать, явно или неявно, и к чему она может склонять юных поклонников магии.
В романах Джоан Роулинг явственно слышны политические мотивы. В своих произведениях писательница затрагивала разные темы, критикуя расизм и выказывая антиправительственные настроения. В “Inside Higher Ed” – онлайн-проекте, посвященном вопросам высшего образования, была опубликована информация о том, что книги Роулинг стали темой для нескольких докторских диссертаций. Известно, что существуют университетские курсы, в том числе и посвященные вопросам высшей политики, в учебные программы которых включен анализ романов о приключениях Гарри Поттера.
По версии “Time Magazine”, в 2007 году Джоан Роулинг заняла третье место в рейтинге “Человек года” - писательницу опередили только Владимир Путин и Альберт Гор. В журнале высказывалось мнение, что выход в свет книги может привести к определенным политическим и социальным последствиям. Проводились аналогии с другой известной книгой – “Хижиной дяди Тома»”. Известно, что в 19 веке издание романа Гарриет Бичер-Стоу спровоцировало активизацию движения за отмену рабовладельческого строя, что, в конечном итоге, привело к началу гражданской войны в Соединенных Штатах.
Джоан Роулинг в одном из интервью пояснила свою позицию. Она сказала так: “Я хотела, чтобы Гарри Поттер столкнулся в магическом мире с проблемами, существующими в реальности: фанатизмом, неравенством, расизмом. Люди любят чувствовать свое превосходство над другими, не всегда задумываясь над тем, что такие заблуждения по сути своей являются нацизмом”. Роулинг подчеркнула, что нужно анализировать всю полученную информацию, ставить под вопрос любые авторитеты и никогда не верить всему, что написано.
The Wall Street Journal сравнила одного из героев Роулинг – Корнелиуса Фаджа, с Невиллом Чемберленом. Точно так же, как Чемберлен, Фадж делает все, чтобы избежать войны, не замечая того, что противник уже на пороге. Как известно, Чемберлен в 30-х годах, опасаясь влияния Черчилля, повел кампанию, направленную против своих собратьев из партии Тори. Чемберлен отрицал существование немецкой угрозы и высмеивал Черчилля как «поджигателя войны». Он использовал правительственную прессу для того, чтобы предотвратить появление депеш из-за рубежа, описывающих действия нацистов. Джоан Роулинг подтвердила справедливость этого сравнения и подчеркнула, что на создание Корнелиуса Фаджа ее вдохновил Чемберлен. В одном из интервью, данном голландской газете “Volkskrant”, Роулинг назвала лорда Волдеморта “своего рода Гитлером” и подтвердила, что проводила в своих книгах аналогии с фашизмом.